15.05.2024 14:11
Новости.
Просмотров всего: 13411; сегодня: 3.

Об истории проектирования и строительства Сокольнической линии метро

Об истории проектирования и строительства Сокольнической линии метро

Около 300 станций (с учетом Московского центрального кольца), оплата проезда улыбкой, самое длинное подземное метрокольцо в мире и технологичные поезда «Москва-2024» — все это столичное метро сегодня. Оно давно перестало быть просто городским транспортом: по пути можно выпить кофе, посетить выставку, экскурсию или концерт. 89 лет назад метростроевцы и жители города не могли себе такого даже представить.

15 мая 1935 года в Москве открыли первую линию метро — красную. Поезда следовали от «Сокольников» до «Парка культуры». Она также ответвлялась в сторону «Смоленской». На этом первенство линии не заканчивается. «Воробьевы горы» — первая в мире станция метро, построенная на мосту над рекой. Первой Сокольническая пришла и на территорию ТиНАО, а сейчас строится «Потапово», которое станет первой отапливаемой наземной станцией Московского метрополитена.

Как зарождалась и росла Сокольническая линия.

От первого удара лопатой до новаторского подхода

Идея проложить в Москве железную дорогу под землей появилась еще во второй половине XIX века. Первые проекты постоянно корректировали, так и не воплотив в жизнь. К работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. В ноябре 1931-го утвердили проект первой очереди метро: от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской».

После утверждения проекта у дома 13 на Русаковской улице строители стали копать лопатами будущий перегон между «Сокольниками» и «Гавриковой улицей» (проектное название «Красносельской»). С закладки первой шахты и началось масштабное строительство московского метро. Его не планировали погружать глубоко под землю, но позже выяснилось, что не везде получится построить станции мелкого заложения.

Михаил Шульга, специалист корпоративного университета транспортного комплекса Москвы:

«Подземную железную дорогу прокладывали впервые в истории страны, так что инженерам опыта не хватало. Поэтому для консультации привлекли иностранных коллег, предлагавших план работ по аналогии с проектами метро Берлина, Парижа и Лондона. Ни один из них Москве не подошел, так как в европейских городах более однородная геология, в столице же сложный водонасыщенный грунт и к тому же плотная застройка. На одном участке нельзя было копать ближе к поверхности, на другом — уходить на глубину. В итоге решили комбинировать методы строительства: открытый — для станций мелкого заложения (рыли котлован, проводили работы, затем засыпали готовый объект грунтом) и закрытый — для станций глубокого заложения (щитовая проходка). Такой подход был новаторским».

Плывуны, нехватка рук и другие трудности метростроя

Строителей не хватало. В московской почве таились подземные реки, плывуны, разломы, а все, что было в арсенале рабочих, — тачки, кирки и лопаты. После того как на стройку привезли шахтеров и начали применять первые проходческие щиты, к лету 1933 года наконец удалось выйти на нужную глубину и приступить к прокладке тоннелей. Но рук по-прежнему недоставало.

«Тогда привлекли рабочих московских заводов и фабрик. Комсомольцы были движущей силой строительства метро. Для многих оно стало школой жизни. После окончания работ сотни людей получили новые профессии и перевелись на обслуживание подземки. Другие взялись за возведение следующих очередей метрополитена», — отметил Михаил Шульга.

С нарастанием темпов работ совершенствовались и технологии. Появлялись новые щиты, ускорялась проходка тоннелей. Когда встречались плывуны (например, при строительстве эскалаторного тоннеля станции «Красные Ворота»), применяли инновационный для того времени метод замораживания грунтов. В итоге центральный участок — «Красные Ворота», «Чистые пруды», «Лубянка», «Охотный Ряд» — проложили глубоко под землей. А «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Кропоткинская» и «Библиотека имени Ленина» стали станциями мелкого заложения. В 1934-м, спустя три года после закладки первой шахты, состоялся пуск первого пробного электропоезда.

Станции проектировали как подземные дворцы для людей. Платформы и вестибюли отделывали мрамором и гранитом, добытыми в карьерах Крыма, Кавказа, Карелии, Урала. В оформлении каждой станции прослеживается своя тематика. Так, «Комсомольскую» украшает панно из майоликовой плитки, посвященное героизму труда комсомольцев. Эта станция неслучайно стала памятником первым метростроевцам. Ее возводили открытым способом под тремя железнодорожными вокзалами и трамвайными путями. Нужно было разрыть площадь, не остановив движения. Котлован располагался всего в паре метров под фундаментом Казанского вокзала. Под землей ждали другие проблемы: коммуникации, река Ольховка, плывуны. Кстати, дань уважения первым метростроевцам отдали и современные архитекторы. На станции Большой кольцевой линии «Сокольники», открытой в 2023-м, можно увидеть портреты рабочих 1930-х годов и фрагменты агитационных плакатов тех времен. 

Красный цвет в честь победы советской науки

15 мая 1935 года двери для первых пассажиров открыли 13 станций. «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» («Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец советов» («Кропоткинская) и «Парк культуры» входили в Кировско-Фрунзенский диаметр. А на перегоне «Охотный Ряд» — «Библиотека имени Ленина» ответвлялся другой маршрут — Арбатский радиус, позднее включенный в состав Филевской линии. Это станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Общая протяженность первого участка составила более 11 километров. В 1938 году Арбатский радиус продлили до «Курской», и он стал работать отдельно от Фрунзенского.

«Пока велись работы по проектированию и строительству метро, москвичи не понимали, зачем вкладывать столько сил в сомнительную, на их взгляд, идею. Подземная железная дорога — фантастика! Но с развитием строительства мнение широкой общественности менялось. Ближе к запуску у горожан проснулось любопытство. Накануне открытия занимали очередь, чтобы прокатиться на чудо-транспорте. Создание метро воспринимали как победу советской науки, очередное достижение революции. Отсюда, как и по ряду причин, красный цвет линии на схеме метро», — поделился Михаил Шульга.

В 1957 году линию продлили до «Спортивной», обеспечив транспортом стадион «Лужники». Два года спустя открылись «Ленинские горы» («Воробьевы горы»), ставшие первой в мире станцией на мосту над рекой, и «Университет». В 1963-м появились станции «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная». Последняя — яркий пример развития на перспективу. Конечная станция располагалась в чистом поле близ деревень Тропарево и Никулино. Первое время возле нее паслись коровы, но с развитием района «Юго-Западная» стала одной из самых востребованных в столице. В 1965-м линия протянулась на север к «Преображенской площади», в 1990-м — к «Черкизовской» и «Улице Подбельского» (сейчас — «Бульвар Рокоссовского»). Тогда же она получила современное название в честь первой станции, построенной в Москве, — «Сокольников».

Новая жизнь старейшей линии

В последнее десятилетие первая линия метро переживает бум строительства. В 2014 году она пополнилась станцией «Тропарево», а в 2016-м Сокольническую линию протянули до ТиНАО: поезда стали следовать до «Румянцева». Это была первая станция метро на территории новых округов, и она даже поставила рекорд, так как была конечной самое короткое время в истории московского метро. Спустя 28 дней ее сменила новая — «Саларьево». Эта станция тоже отличилась, став 200-й в столичном метрополитене.

В 2019-м красную линию продлили до Коммунарки. Станции «Филатов Луг» и «Прокшино» — наземные. «Ольховая» и «Коммунарка» находятся под землей. Впервые линия метро прошла в створе автомагистрали (Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе). На пересечении с Калужским шоссе построили первый в городе совмещенный автомобильный и метротоннель. В будущем с «Коммунарки» можно будет сделать пересадку на Троицкую линию метро.

Сегодня длина Сокольнической линии достигла более 40 километров. Она связывает центр столицы с районами Богородское и Сокольники, территорию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах, проспект Вернадского, район Тропарево-Никулино и ТиНАО.

До конца 2024 года в поселении Сосенском откроется станция «Потапово». Она станет 27-й на Сокольнической линии. Строительство уже вышло на финишную прямую: идет монтаж металлоконструкций и облицовка фасада станции, который выполнят из перфорированных листов и стекла. 

«Потапово» тоже можно назвать новаторским: это будет первая отапливаемая наземная станция метро в Москве. Подавать нагретый воздух станут специальные вентиляционные системы. Чтобы сохранялась комфортная температура, вестибюли утеплили, а на путевых стенах установили двойные стеклопакеты. Панорамное остекление обеспечит много естественного дневного света. Ночью же «Потапово» будет своего рода маяком благодаря яркому освещению изнутри и снаружи.


Вид на наземный вестибюль станции «Красные Ворота» Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича. Автор неизвестен. 1935 год. Главархив Москвы
Вид на наземный вестибюль станции «Красные Ворота» Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича. Автор неизвестен. 1935 год. Главархив Москвы

Метростроевцы на строительной площадке шахты № 12 на Театральной площади. 1933 год. Главархив Москвы
Метростроевцы на строительной площадке шахты № 12 на Театральной площади. 1933 год. Главархив Москвы

Группы с метростроевцами в тоннеле шахты № 12. 1934 год. Главархив Москвы
Группы с метростроевцами в тоннеле шахты № 12. 1934 год. Главархив Москвы

Курсанты ВЦИК на строительстве московского метро. 1933 год. Главархив Москвы
Курсанты ВЦИК на строительстве московского метро. 1933 год. Главархив Москвы

«Встретим XVII съезд партии метрами высококачественного готового тоннеля». 1933 год. Главархив Москвы
«Встретим XVII съезд партии метрами высококачественного готового тоннеля». 1933 год. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12197 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/138565073/
Поделиться:

Интересно:

Москва на выставке CityScape Global 2025 в Эр-Рияде
17.11.2025 15:15 Мероприятия
Москва на выставке CityScape Global 2025 в Эр-Рияде
Москва примет участие в крупнейшей международной выставке архитектуры и недвижимости CityScape Global 2025, которая пройдет в Эр-Рияде с 17 по 20 ноября. Головным организатором столичной экспозиции выступает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). Ожидается, что в CityScape Global 2025 примут участие более 120 стран. Здесь соберутся представители власти, ведущие застройщики, архитекторы, дизайнеры и инвесторы со всего мира. Мероприятие направлено на обмен опытом, выявление актуальных тенденций в сфере архитектуры, урбанистики и градостроительства. Выставка призвана укрепить деловые связи между странами. Экспозиция Москвы представит город как привлекательное направление для инвестиций и международных проектов в сфере недвижимости. На своем стенде столица продемонстрирует инновационные проекты, реализуемые в области жилой и коммерческой недвижимости...
17.11.2025 13:45 Мероприятия
Эксперты требуют реформы помощи пациентам с хроническими болезнями
14 ноября на экспертной сессии в рамках VII Общероссийского форума «Содействие защите прав и интересов пациентов с кожными, аллергическими и пульмонологическими болезнями» представители Министерства здравоохранения РФ и региональных минздравов, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Главного бюро медико-социальной экспертизы, Федерального медико-биологического агентства и пациентского сообщества обсудили наиболее острые проблемы оказания медицинской помощи пациентам с иммунноопосредованными, аллергическими, пульмонологическими и кожными заболеваниями. Участники подчеркнули, что, несмотря на появление современных методов терапии и обновленных клинических рекомендаций, система организации помощи остается фрагментированной, а доступ пациентов к необходимому лечению — неравномерным. Переходя к анализу масштабов проблемы, эксперты отметили, что аллергические и...
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...